Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище

Дуа за умершего

Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?

Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):

По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

Транскрипция вышеприведенного дуа

По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.

Дуа за умершего мусульманина

За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.

Перевод текста с арабского и транскрипция: «О Аллах! Прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам. О Аллах! Сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере. О Аллах! Не лишай нас награды за него (то есть не лишай нас награды за проявление должного терпения после его кончины) и не сбивай нас с пути после его смерти.» Хадис от Ибн_Маджа

Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.

Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):

Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.

Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.

Дела приносящие награду после смерти

Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни – его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.

Читайте также:
Как побороть лень: какие читать дуа

«О Аллах! Поистине, (такой-то, сын такого-то) находится под Твоей защитой и покровительством, упаси же его от испытания могилы и мук Огня, ведь Ты верен обещанию и правдив. Прости и помилуй его, ведь Ты – Прощающий, Милосердный.» Хадис Ибн-Маджа.

Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.

Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:

Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.

За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.

Какие дуа читают?

«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):

Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):

Дуа за умершего ребенка, Ахмад бин Али бин Хаджар аль-Аскаляни. Хидайат ар-руват иля тахридж ахадис аль масабих ва-ль-мишакт, 1-6, Тахкик Мухаммад Насыр ад-дин аль-Албани, Каир, 1422/2001 – 1631

Кроме того будет хорошо, если человек скажет: «О Аллах! Сделай (так, чтобы смерть этого ребенка явилась) причиной воздаяния, которое будет ждать (в Раю) его родителей (то есть: помоги им терпеливо перенести эту утрату в надежде на Твою награду в мире вечном), а сам он стал бы для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято. О Аллах! Утяжели им весы их, и увеличь за него их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук Ада, и даруй ему (в Раю) дом лучше его дома и семью лучше его семьи. О Аллах! Прости наших предков, наших детей и тех, кто уверовал раньше нас».

Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:

Текст пожелания на арабском за умершего ребенка Транскрипция пожелания на арабском за умершего ребенка

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

О чтении Корана на кладбище и о совершении молитвы в мечети на ее территории

Вопрос № 137:
«Можно ли читать Коран на кладбище?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Приводится в достоверных сборниках у Бухари и Муслима, да помилует их Аллах, что Пророк ﷺ сказал:

«لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِد»

«Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения»[1].

Перед своей смертью Пророк ﷺ повторил это несколько раз для того, чтобы мусульмане осознавали всю опасность этого деяния, так как кладбища не являются местами для поклонения. Однако это места, где хоронят умерших и где делают за них ду’а. Соответственно, разрешается на кладбище совершать только молитву джаназа за умершего и мольбу за него. Но совершать там какие-то другие виды поклонения — дополнительные молитвы, садакъаты, жертвоприношения, чтения Корана и т. д. — является запрещенным, и даже нововведением и от этого надо отдаляться.

Читайте также:
Для чего при входе в туалет читать дуа и ее правила

Некоторые люди приводят историю ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, где он завещал прочитать начало суры «аль-Бакъара» во время его похорон, но это предание является слабым[2]. Даже если мы предположим, что эта история была бы достоверной, то она не может отменить все, что сказал Пророк ﷺ в этом отношении, и то, на чем стояли великие сподвижники, такие как Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими всеми Аллах, а также те, которые были рядом с ними. Если бы данное предание было правдивым, то мы бы сказали, что это был иджтихад ибн ‘Умара, по какой-то неизвестной нам причине.

В вопросах Шариата мы не следуем каким-то вырванным из контекста мнениям, которые можно понять по-разному. Однако есть базовые основы этой религии, к которым возвращают все сомнительное, имеющее противоречие и колеблющееся в сердце человека.

Исходя из этого, Коран не читается на кладбищах, кроме как во время совершения заупокойной молитвы аль-джаназа и во время мольбы за умершего, посредством ду’а, которое упоминается в Коране.

Также необходимо упомянуть, что если человек приходит к чьей-либо могиле и просит у Аллаха для себя, то это деяние является запретным. Нет в Шариате доказательства, что это место для обращения к Аллаху лучше, чем остальные места. Пусть он делает ду’а в мечети, где мольба к Аллаху более любима Ему.

Что касается чтения Корана за умершего вне кладбищ с намерением, чтобы награда за чтение была записана покойному, то в этом у ученых есть разногласие, и более сильное мнение заключается в том, что разрешено читать Коран с таким намерением. Но это не означает, что можно дозволить то, что сегодня делают многие невежественные мусульмане, когда собираются в какие-то определенные дни: в сороковой день, в пятидесятый или через год, приглашают имамов или чтецов Корана, которые за определенную сумму читают за умершего Коран дома или на могилах; накрывают им столы; дают подарки. Все это является запретным и неприемлемым в любой ситуации.

Таким образом, если родственники читают за умершего, чтобы награда дошла до него, не ограничивая каким-то днем, собраниями или определенными ритуалами, то — по более сильному мнению — это дозволено.

Всевышний Аллах разъяснил нам религию через Своего Пророка ﷺ, и сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, показали нам пример того, как нужно придерживаться этой религии, и у нас есть кому следовать.

Перед мечетью есть навес, а справа от нее, не огражденное забором, сразу начинается кладбище. Можно ли ходить в эту мечеть?

Известно, что в странах бывшего Советского Союза мусульмане того времени практиковали свою религию как могли. Среди всего прочего, им запрещалось строить мечети, кроме как на кладбищах, поэтому многие из них были построены именно там. Эти здания у кладбищ были своего рода помещениями, где занимались похоронными обрядами, но на самом деле это были мечети. Поэтому то, что было сделано из-за нужды и необходимости, несомненно, является оправданием.

Однако сегодня, когда этой проблемы нет, мусульмане обязательно должны оградить мечети от кладбищ так, чтобы у них было два отдельных входа. Молитва в мечети, которая находится на территории кладбища, не принимается, согласно более сильному мнению ученых. Еще хуже, если могила находится внутри мечети, и, в какой бы стране это ни было, — молитва в ней также не принимается, согласно более сильному мнению ученых.

То же, что было сделано по невежеству и по незнанию, Всевышний Аллах прощает. Однако после того, как люди узнали истину, они должны следовать ей и, в данном случае, оградить свои мечети от кладбищ.

Пророк ﷺ ясно и доходчиво в достоверных хадисах сообщил нам о том, что проклятия — над теми людьми, которые сделали из могил своих пророков мечети. И если даже по отношению к пророкам эти действия запрещены, хотя это самые лучшие люди, то, тем более, данный запрет касается всех остальных, какими бы праведными они ни были.

Таким образом, если мечеть находится на территории кладбища, то молитва в ней не принимается. Неважно, где бы ни были расположены эти могилы: со стороны къыблы, сзади, спереди или внутри мечети. Необходимо отгородить мечеть от этого кладбища, построив два отдельных входа.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
29 Раби́’у с-сани 1440 г. (05.01.2019)

[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1330, т. 2, с. 88; Сахих Муслима, хадис № 529, т. 2, с. 67; Сунан Ан-Насаи, хадис № 703, т. 2, с. 40; Сунан Ад-Дарими, хадис № 1443, т. 2, с. 881; Муснад Ахмада, хадис № 1884, т. 3, с. 374; а также хадис № 24895, т. 41, с. 383.

[2] По причине передатчика этой истории ‘Абдуррахмана ибн аль-‘Аля ибн аль-Ляджляджа, который является неизвестным.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Исламская молитва об умершем – похоронное дуа

Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни. В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные молитвы – дуа, о которых и расскажет вам эта статья.

Читайте также:
Правила чтения мусульманских молитв

Что такое дуа?

В общем смысле дуа – это личная мольба мусульманина, обращенная к Аллаху на родном языке. Дуа является не совсем молитвой в хритианском понимании этого слова – в исламе строгой молитвенной формой обращения к Богу служит намаз, обязательно читаемый на арабском языке – это просто одна из разновидностей поклонения Аллаху и заодно действительное выражение конкретных жизненных просьб молящегося. Однако, в русском языке это терминологическое различие отсутствет, и потому оба слова – дуа и намаз – допустимо переводить как «молитва». По традиции, дуа обычно произносят в различных житейских ситуациях – начиная новое дело, выражая заботу о ком-либо, находясь в нужде или опасаясь чего-то.

История похоронных дуа

Традиция молиться особым образом обб умерших берет свое начало в самых ранних годах ислама. Еще в жизнеописании пророка Мухаммада упоминается, что обычно по завершению погребения он стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы».

В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане создали множество специальных дуа, которые можно читать как на родном языке, так и на арабском. В основном они на сегодняшний день содержатся в сборниках хадисов (священных молитвенных текстов) Ибн Маджи, Ибн Дауда и Ахмада.
Как правило, они посвящены просьбам ко Всевышнему сделать посмертную участь покойного более светлой, а испытания, предназначенные ему, более легкими. Молящиеся просят Аллаха дать умершему в загробном мире новый дом лучше его прежнего дома, семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, ввести его в рай и защитить его от мук могилы и от мук огня.

Дуа на похоронах умершего

Согласно мусульманской традиции, оказавшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Это обращение переводится приблизительно так:

«О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Также многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

«Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун»

Перевод ее смысла таков:

«Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!»

Непосредственно после погребения по исламской традиции желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

«О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

Поминальная дуа на кладбище

Ислам предписывает верующим регулярно навещать могилы своих покойных близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрама) и Ид аль-Фитр (Ураза гаета).

Со слов младшей жены пророка Мухаммеда – Аиши бинт Абу Бакр – известно, что тот нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад».

На русском текст этого дуа звучит таким образом:

«Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар»

Что будет означать:

«Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Насколько полезна погребальная молитва для умерших?

Вопрос о пользе молитв за умерших издавна занимает умы исламских учёных. Насколько полезными для души покойного будут совершённые в ее пользу благие деяния – мольба и подаяние? За века существования ислама мусульманское богословие разработало обширную аргументацию как за, так и против идеи о том, что живые могут своими молитвами помочь мертвым.

В средние века исламское течение мутазилитов, проповедовавших в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводили такой аргумент против погребальных дуа: в Коране сказано «Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38), то есть пророк Мухаммад, по их мнению, утверждал, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Современные богословы на это отвечают, что мутазилиты упускали в своих рассуждениях из внимания тот факт, что в упомянутых строках речь шла только о греховных деяниях. Согласно современной трактовке, на благие поступки аят не распространяется.

Другим частым аргументом против дуа за умерших выступает другой аят Священного Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39). Из этих слов некоторыми богословами делается вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако иные богословы в ответ на этот довод оправдывают погребальные дуа сразу с нескольких позиций.

Во-первых, говорят они, приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21). Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том ключе, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки.
Во-вторых, в упоминаемом аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, о котором идёт речь в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии.

Читайте также:
Ночь Бараат: какие дуа нужно читать

Таким образом, возражения против полезности молитв за умерших отвергаются подавляющим большинством мусульманских учёных. Также богословы прошлого и современности находят в Коране немало прямых подтверждений в пользу похоронных дуа. Например, ими приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.

Возможно, вам будет интересно:

Посещение могил в христианской, мусульманской, иудейской традиции

Христианство, ислам, иудаизм составляют группу авраамических религий, которые, в том числе, объединяет сходное представление о посмертной судьбе человека. Тело покойного обращается в прах, душа обретает временное пристанище, которое соответствует прижизненным деяниям, но в назначенный и неведомый людям срок мёртвые воскреснут. Их обновлённое тело соединится с бессмертной душой.

Вместе с тем, несмотря на эту общность, сроки и традиции посещения кладбищ отличаются не только в трёх авраамических конфессиях, но также в разных ветвях христианства.

Визиты к могилам православных, католиков, протестантов

Русской православной церковью установлены Родительские дни, когда усопших поминают во всех храмах общей, соборной молитвой, после которой тысячи верующих посещают кладбища, приводят в порядок могилы родных и близких, украшают их цветами, зажигают свечи в лампадах.

К таким дням особенного, сугубого поминовения относятся вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Радоница, приходящаяся на 9-й день после Пасхи, а также последняя суббота перед праздником Святой Троицы. Со времён Куликова поля в тот же круг поминальных дней вошла Димитриевская суббота, когда поминаются усопшие воины, а в некоторых местностях бытует обычай посещать кладбище ещё и в субботу перед праздником Покрова.

Проведение похорон по религиозным обрядам

Наряду с общими поминальными днями, соблюдаются частные памятные даты. После девятин и сороковин это годовщины смерти, а также другие лично значимые временные вехи.

В любом случае кладбище не должно становиться местом безнадёжной скорби, или, напротив, разгульного веселья с «поминанием» крепкими напитками. Место захоронения священно, так как там покоятся тела тех, кто создан был по образу и подобию Бога. Ради этой божественной печати, пусть даже замутненной грехами человеческими, почитаются усопшие и могилы, где тела погребённых уходят в прах земной до Всеобщего Воскресения.

Есть также дни, когда у православных бывать на местах захоронения не принято. Такова Пасха и следующая за ней Светлая седмица, Троица и большие церковные праздники.

Римско-католическая церковь посвящает памяти усопших два первых дня в ноябре. Первое ноября, День Всех Святых, католики проводят в храмах, на святых Мессах. Назавтра, второго ноября, в День Всех Усопших Верных с самого утра отправляются на кладбище, часто общей процессией, с молитвами и песнопениями. Могилы родных и близких, а также запущенные могилы поблизости приводят в порядок, зажигают на них поминальные свечи.

С 1 по 8 ноября, в период октавы Поминовения усопших в католических храмах за определённую плату можно получить прощение наказаний за грехи, т. е., индульгенцию, которую принято жертвовать пребывающим в Чистилище душам умерших.

Для этого надо исповедаться, принять Святое Причастие, помолиться в интенции Святейшего Отца и посетить кладбище. При этом приносить, употреблять и оставлять на могилах еду, спиртные напитки, считается недопустимым. Достойным поминовением усопших является зажжённая свеча, цветы, но прежде всего, молитва за упокоение души.

Относительно посещения кладбищ в частные поминальные даты католическая церковь не налагает каких-либо ограничений.

День поминовения усопших у протестантов ежегодно отмечается в последнее воскресенье перед Адвентом (периодом ожидания Рождества). В 2021 году эта поминальная дата приходится на 21 ноября. Пастор, облачённый в белое, на литургии этого дня проповедует о тайне жизни и смерти, произносит тексты Священного Писания о Страшном Суде и Воскресении, читает список прихожан, умерших за прошедший год, называет имена верующих, которые по тем или иным причинам не были погребены церковью. В память об умерших зажигают свечи. В этот же день протестанты, как правило, посещают могилы своих близких, хотя прийти на кладбище можно в любое время. Для поминовения существуют отдельные евангельские чтения и молитвы.

Протестанты верят, что принявшие Святое крещение находятся как при жизни, так и после смерти, во власти Бога. Поэтому после погребения они не нуждаются в молитвах живых. Поминовение включает в себя именно воспоминание и благодарность Богу за жизнь и благодать, дарованную усопшему, а также надежду на будущее воссоединение в Царствии небесном.

Как посещают мусульманские кладбища

Для мусульман посещение могилы в любое время является сунной (благим деянием). Перед этим, если такая возможность есть, желательно совершить ритуальное омовение.

Придя на кладбище, правоверные говорят: «Мир вам! О, верующие, обитающие на этом кладбище! Поистине, мы тоже присоединимся к вам, если будет угодно Аллаху. Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (Ассаляму алейкум ахляд-дийари миналь-муминина валь-муслимин. Ва инна иншааллаху ля-ляхикун. Асалюллаха ляна ва лякумуль-афийа).

Кроме того, читают суры (особенно «Йа-Син») или аяты Корана, так как на то место, где происходит такое чтение, ниспосылается милость. Думать надлежит о тленности и скоротечности земного существования, о взвешивании деяний, о вечной жизни и о том, как извлечь урок из смерти.

Читайте также:
Как просить Аллаха о ребенке: дуа для беременности

Молиться на кладбище можно как стоя, так и сидя. Необходимо произнести имя покойного и имя его отца. Соблюдаются также следующие правила:

  • У могилы не ведут праздные разговоры.
  • Стремятся к грамотному и правильному прочтению Корана.
  • При чтении Корана обращают лицо к Кибле.
  • Произнесение мольбы после Корана начинают с восхваления Всевышнего и прочтения салавата Пророку Мухаммаду.
  • Обязательно просят о прощении умершего Всевышним, об облегчении его пути в загробном мире.
  • При мольбе ладони держат открытыми, в завершении протирают лицо.
  • Ходят на кладбище только по специально выделенным дорожкам.
  • Не ломают деревья, не вырывают траву на могиле (посадить дерево на кладбище считается сунной). Можно лишь убирать засохшие растения, наводя порядок на могиле.
  • Обеспечивают чистоту, уносят лишнее, не оставляют вокруг могилы мусор.
  • При посещении кладбища на могилах не сидят, на места захоронения не наступают.
  • На могиле не курят, не употребляют спиртное и другие вредные вещества.
  • Не превращают могилу в место поклонения усопшему, не совершают там намаз и другие богослужения.
  • Не совершают таваф (круговой обход могилы, как возле святыни).

Мусульманки при посещении могил одеваются по правилам шариата, неброско, в длинное платье с длинными рукавами и покрывают голову. Им также надлежит не пользоваться благоуханиями, не плакать в голос, не пустословить и не разговаривать на повышенных тонах. Кроме того, женщины на мусульманских кладбищах держатся отдельно от мужчин. Состоящие в браке приходят к могилам с разрешения мужей.

Сроки и правила посещения могил в иудаизме

Место захоронения иудея обязательно должно было быть обозначено. Заповедь уважения к родителям, детям следует выполнять и после их смерти, поэтому сыновья обязаны поставить памятник умершим родителям. Та же обязанность возложена на мужа по отношению к покойной жене, на жену – к покойному мужу.

Традиция предписывает обязательно посещать могилы на тридцатый день после похорон и в Йорцайт – годовщину смерти (в первый год — годовщину похорон) по еврейскому календарю. При этом у могилы читают псалмы и молитвы, дают пожертвование – цдаку. Если же тридцатый день или Йорцайт приходятся на субботу или праздники, посещение могилы переносят на завтра.

На кладбище не приходят в дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:

  • в субботу и праздники;
  • в Пурим.

Кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает Йорцайт, также не посещают могилы:

  • в течение всего месяца нисан;
  • в Песах шени;
  • в Лаг ба-омер;
  • в месяц сиван – с новомесячья и до двенадцатого числа;
  • девятого числа месяца ав;
  • пятнадцатого числа месяца ав;
  • с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
  • в Хануку;
  • в Ту-би-шват;
  • в Пурим-катан;
  • в рош-ходеш (новомесячье).

В остальные дни могилу посещают, следуя велению сердца, за единственным исключением: коаним, т. е., потомкам тех, кто служил в храме, на кладбище приходить запрещено.

Возлагать на еврейскую могилу цветы или венки не принято, так как подобные приношения считаются пережитком язычества. Если по ошибке или по незнанию цветы всё же принесены, их кладут у могилы без каких-либо обрядов. Подойдя к месту захоронения, кладут левую руку на могильный камень. Дважды за одно посещение кладбища к могиле не приходят.

Нередко на еврейских захоронениях можно видеть небольшие камешки. Это очень старая традиция, восходящая, как минимум, к Средневековью, а возможно, и к более раннему периоду.

Древнее обыкновение чаще всего объясняют уважением к умершему. Камешки, оставленные на месте захоронения, покажут другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев такой знак, они поймут, что могилу часто навещают, и, возможно, сами её посетят.

Есть и более мистическое толкование, согласно которому чтение надписи на надгробии, в особенности рельефной, отрицательно влияет на способность человека изучать Тору. Однако возложение камня на могильную плиту помогает избежать каких-либо нежелательных последствий, происходящих от чтения надписей на надгробии.

Наконец, хасиды полагают, что камешек на месте захоронения становится своего рода приглашением для искры души умершего спуститься и быть у могилы в течение визита. Правда, при таком объяснении камень следует убрать, уходя с кладбища.

Тем не менее, на могилах хасидских праведников — цадиков нередко оставляют записки с просьбами о помощи, кладут монеты и предметы, которые должны быть благословлены. На месте погребения соблюдают правила, установленные самими цадиками, т. е., не поворачиваются спиной к могиле, снимают кожаную обувь, читают определенные псалмы и молитвы.

Что принесёт пользу умершему?

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Ислам предписал нам посещать могилы усопших, приветствовать их, молиться за них и просить Аллаха простить их грехи. Покойный получает пользу от этих деяний, иначе они были бы напрасны, а Ислам ничего не предписывает напрасно. Поэтому многие учёные указали на дозволенность совершения благих дел для мёртвого и сказали, что воздаяние за них доходит до усопших.

К важнейшим благим деяниям из тех, что приносят пользу умершему, относятся те, что совершены им самим. Это может быть:

– знание, которому он обучил людей;
– вырытый колодец, который будут использовать люди;
– посаженное дерево;
– средства, потраченные на постройку мечети, медресе, издание книги;
– оставление Корана в наследство;
– оставление им наследства в качестве милостыни или строительство чего-либо полезного, чем будут пользоваться люди после его смерти.

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُمْ وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ

«Воистину, Мы оживляем мёртвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя». (сура Ясин, аят 12)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Читайте также:
Как просить Аллаха о помощи: сила и особенности дуа

إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث : صدقة جارية ، أو علم يُنتفع به ، أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знания, которым могут пользоваться другие люди; праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим)

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن مما يلحق المؤمن من عمله وحسناته بعد موته ، علماً علمه ونشره ، أو ولداً صالحاً تركه أو مصحفاً ورثه ، أو مسجداً بناه ، أو بيتاً بناه لابن السبيل أو نهراً أجراه أو صدقة أخرجها من ماله في صحته وحياته، تلحقه من بعد موته

«Поистине, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, русло которой он проложил; милостыня, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти». (Ибн Маджа)

Другие люди также могут принести пользу умершему, ниже приведём список этих деяний.

1. Мольба (дуа) за умершего

Мольба о прощении грехов покойного и о милости Аллаха приносит пользу умершему.

Всевышний Аллах сказал:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты — Снисходительный, Милующий (поэтому Ты примешь наши мольбы)”». (сура аль-Хашр, аят 10)

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا صليتم على الميت فأخلصوا له الدعاء

«Если вам придётся принимать участие в заупокойной молитве, проявляйте искренность, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного». (Абу Дауд)

В сборнике «Сунан» Ибн Маджи приводится достоверный хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал дуа:

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

(Аллахумма-гъфир ли хайина, уа майитина, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аляль-ислями, уа манн тауаффайта-ху минна, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху)

«О Аллах, прости наших живых и мёртвых, присутствующих и отсутствующих, малых и старых, мужчин и женщин! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой верующими! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него[1]

2. Благодеяния праведного ребёнка

Благие деяния детей будут записываться и их родителям-мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится.

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его добрые дела прерываются, кроме трёх: непрерывной милостыни, полезного знания или праведного ребёнка, который будет молиться за него». (Муслим)

Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن أطيب ما أكل الرجل من كسبه وإن ولده من كسبه

«Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, его ребёнок относится к тому, что он приобрёл». (Ибн Маджа)

Наилучший способ принести пользу способ своим родителям – это больше обращаться к Аллаху за них.

Всевышний Аллах сказал:

وَقُلْ رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

«Скажи: “Господи! Помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким”». (сура аль-Исра, аят 24)

3. Милостыня (садака) за умершего

Са‘д ибн ‘Убада (да будет доволен им Аллах) рассказал, что его мать умерла, когда он отсутствовал, и тогда он сказал:

يا رسول الله إن أمي ماتت وأنا غائب فهل ينفعها إن تصدقت عنها فقال : نعم ، فقال : أشهدك أن حائطي المخراف صدقة عنها

«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, когда я отсутствовал. Пойдёт ли ей на пользу, если я раздам от её имени милостыню?” Он ответил: “Да”. Он сказал: “Я прошу вас засвидетельствовать, что мой плодоносящий сад отдаётся на благотворительность от её имени”». (аль-Бухари)

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

من أراد بر والديه فليتصدق عنهما فإن الصدقة تصل إلى الميت وينتفع بها بلا خلاف بين المسلمين وهذا هو الصواب وأما ما حكاه أقضى القضاة أبو الحسن الماوردي البصرى الفقيه الشافعي في كتابه الحاوي عن بعض أصحاب الكلام من أن الميت لا يلحقه بعد موته ثواب فهو مذهب باطل قطعا وخطأ بين مخالف لنصوص الكتاب والسنة وإجماع الأمة فلا التفات إليه ولا تعريج عليه

«Кто желает почтить своих родителей, пусть раздаёт милостыню от их имени, потому что (награда) за милостыню достигнет покойного и принесет ему пользу. Среди мусульман нет разногласий по этому поводу. И это верное мнение.

Что касается слов, которые учёный-факих шафиитского мазхаба, кади Абу аль-Хасан аль-Маварди аль-Басри передаёт в своей книге “Аль-Хави” от некоторых учёных мутакаллимов, согласно которым никакая награда не может достичь покойного после его смерти, то такая точка зрения однозначно ошибочна и явно противоречит текстам Корана, Сунны и единогласному мнению учёных. Поэтому не следует обращать на них внимание». («Шарх Сахих Муслим», 1/89-90)

Читайте также:
Как читать дуа для сохранения семь и ее благополучия

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Тухфат аль-Мухтадж» (7/72):

(وينفع الميت صدقة) عنه ومنها وقف لمصحف وغيره وحفر بئر وغرس شجر منه في حياته أو من غيره عنه بعد موته

«Милостыня, которая дана от имени умершего, принесёт ему пользу. Это распространяется и на оставление мусхафа (экземпляра Корана) или иного имущества в качестве вакфа, и на рытьё колодца, и на посадку деревьев, независимо от того, сделал это сам умерший при жизни или кто-то другой от его имени после его смерти».

4. Пост за умершего

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек и спросил:

يا رسولَ الله، إنَّ أمِّي ماتت وعليها صومُ شَهرٍ، أفأقضيه عنها؟ فقال: لو كان على أمِّكَ دينٌ، أكنْتَ قاضِيَه عنها؟ قال: نعم. قال: فدَينُ اللهِ أحَقُّ أن يُقضَى

«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить за неё пропущенный пост?” Пророк ответил ему: “Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за неё?”. Он ответил: “Да”. Тогда Пророк сказал ему: “Долг перед Аллахом (пропущенный пост) более достоин того, чтобы ты расплатился за него”». (аль-Бухари, Муслим)

5. Хадж и умра за неспособных престарелых или умерших родителей

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришла женщина из Джухейны и сказала:

إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ، فَلَمْ تَحُجَّ حَتَّى مَاتَتْ، أَفَأَحُجُّ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ، حُجِّي عَنْهَا، أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ، أَكُنْتِ قَاضِيَتَهُ؟ اقْضُوا اللَّهَ، فَاللَّهُ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ

«Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за неё?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за неё. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни её обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом ещё более заслуживает того, чтобы его вернули». (аль-Бухари)

Однако перед тем, как совершать хадж за кого-то, следует совершить обязательный хадж за себя.

6. Чтение Корана за умершего

Учёные разделились во мнениях относительно того, доходит ли до умерших награда за чтение Корана. Большинство учёных считают, что воздаяние доходит до покойного независимо от того, читается Коран рядом с покойным или вдали от него.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وذهب أحمد بن حنبل وجماعة من العلماء وجماعة من أصحاب الشافعي إلى أنه يصل، والمختار أن يقول بعد القراءة: اللهم أوصل ثواب ما قرأته، والله أعلم اه وقال ابن النحوي في شرح المنهاج: لا يصل إلى الميت عندنا ثواب القراءة على المشهور. والمختار الوصول إذا سأل الله أيصال ثواب قراءته

«Ахмад ибн Ханбаль, группа ученых и последователей аш-Шафии склонились к тому, что награда за чтение Корана доходит до умершего, и согласно избранному мнению, после чтения человек должен произнести:

“Аллахумма авсиль саваба маа кара’туху” (О Аллах, пошли награду за прочитанное мной (такому-то)).

Ибн ан-Нахви сказал в труде “Шарх уль-Минхадж”: “Не доходит награда до мёртвого, согласно достоверному мнению (машхур)”. Но согласно избранному мнению, оно доходит, если попросить Аллаха об этом». («Аль-Маджму», 15/522)

Имам Джалялюддин ас-Суюти (849–911 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

إختلف في وصول ثواب القراءة للميت فجمهور السلف والأئمة الثلاثة على الوصول وخالف في ذلك إمامنا الشافعي مستدلا بقوله تعالى

«Учёные впали в разногласия по поводу того, доходит ли до умершего награда за чтение Корана. Большинство саляфов и трое имамов высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умершего. Что же касается имама аш-Шафии, то он высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: “Человек получит лишь то, к чему приложил своё старание” (53:39)». («Шарх ус-Судур», стр. 302)

Имам Зайнуддин аль-Малибари аш-Шафии (умер в 987 г. х.) пишет в книге «Фатх уль-Муин» (стр. 432):

أما القراءة فقد قال النووي في شرح مسلم: المشهور من مذهب الشافعي أنه لا يصل ثوابها إلى الميت وقال بعض أصحابنا يصل ثوابها للميت بمجرد قصده بها، ولو بعدها، وعليه الائمة الثلاثة واختاره كثيرون من أئمتنا، واعتمده السبكي وغيره

«Что касается чтения Корана, то ан-Навави сказал в “Шархе” Муслима: “Согласно предпочтительному мнению в мазхабе аш-Шафии, награда не доходит до мёртвого, но часть наших учёных-шафиитов сказали, что мёртвый получает награду за чтение Корана, если у читающего имелась такая цель. На этом сошлись три имама (Абу Ханифа, Малик, Ахмад), и многие учёные нашего мазхаба выбрали это мнение, а ас-Субки и другие постановили, что это основополагающая позиция мазхаба”»[2].

Желательно также читать Коран возле могилы умершего.

Абдурахман ибн ‘Аля ибн Ляджлядж передаёт, что его отец ‘Аля ибн Ляджлядж, умирая, оставил следующее завещание:

إِنِّي إِذَا أَنَا مُتُّ، فَضَعْنِي فِي اللَّحْدِ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ، وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ، وَسُنَّ عَلَيَّ التُّرَابَ سَنًّا، وَاقْرَأْ عِنْدَ رَأْسِي بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَأَوَّلِ الْبَقَرَةِ وَخَاتِمَتِهَا، فَإِنِّي سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ يَقُولُ ذَلِكَ

«Когда положите меня в могилу, скажите: “Бисмиллях, ва ‘аля суннати расулиЛлях”. После этого бросьте горсти земли. Потом у изголовья читайте начало cуры Аль-Бакара и её конец. Воистину, я слышал, что Абдуллах ибн Умар говорил так же».

(Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 4/56. Аль-Байхаки в книге «Ад-Да’ават» (2/297) и ан-Навави в книге «Аль-Азкар» назвали иснад этого хадиса хорошим).

Читайте также:
Дуа для выздоровления больного ребенка: как читать

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Маджму»:

. يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ،

«После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле на некоторое время и делать дуа для покойного и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики). Они сказали: “Желательно прочитать возле него (покойного) что-нибудь из Корана, а прочитать его до конца ещё лучше”». («Аль-Маджму», 5/185)

Учёный шафиитского мазхаба Сулейман аль-Джамаль (умер в 1204 г. х.) в субкомментариях к толкованию труда «Аль-Манхадж ут-Тулаб» пишет:

ثواب القراءة للقارئ ويحصل مثله أيضا للميت لكن إن كانت بحضرته، أو بنيته أو يجعل ثوابها له بعد فراغها على المعتمد في ذلك

«Награда за чтение принадлежит чтецу, но такая же награда будет дана покойному, если чтение происходило в его присутствии, или намерение чтеца было таковым, или если чтец отправит (посредством дуа) награду покойному после окончания чтения. Это согласно основному мнению». («Хашият аль-Джамаль ‘аля шарх аль-Манхадж ит-тулаб», 4/67)

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:

مَرَّ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ بحائِطٍ مِن حِيطانِ المَدِينَةِ، أوْ مَكَّةَ، فَسَمِعَ صَوْتَ إنْسانَيْنِ يُعَذَّبانِ في قُبُورِهِما، فَقالَ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ: يُعَذَّبانِ، وما يُعَذَّبانِ في كَبِيرٍ ثُمَّ قالَ: بَلى، كانَ أحَدُهُما لا يَسْتَتِرُ مِن بَوْلِهِ، وكانَ الآخَرُ يَمْشِي بالنَّمِيمَةِ. ثُمَّ دَعا بجَرِيدَةٍ، فَكَسَرَها كِسْرَتَيْنِ، فَوَضَعَ على كُلِّ قَبْرٍ منهما كِسْرَةً، فقِيلَ له: يا رَسولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هذا؟ قالَ: لَعَلَّهُ أنْ يُخَفَّفَ عنْهما ما لَمْ تَيْبَسا أوْ: إلى أنْ يَيْبَسا.

«(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо одной из стен Медины или Мекки, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Их подвергают мучениям, и не за большой грех”, [помолчал некоторое время], а потом воскликнул: “Да, [конечно, мучают, и за тяжкие грехи]! Один из них не берёгся от собственной мочи, а другой распространял слухи”.

Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их в могилы (этих людей). Его спросили: “О Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?” — на что он ответил: “Возможно, это будет облегчать их мучения до тех пор, пока ветки не засохнут”». (аль-Бухари)

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (319–388 гг. х.), опираясь на упомянутый хадис, сказал:

فيه دليل على استحباب تلاوة القرآن على القبور، لأنه إذا كان يرجى أن يخفف عن الميت بتسبيح الشجر، فتلاوة القرآن أعظم رجاء وأكثر بركة والله أعلم

«Этот хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то надежда и испрашивание у Всевышнего облегчения для покойного благодаря чтению Корана (над могилой) более благодатно и вероятнее к принятию. А Аллах знает лучше». («А’лям уль-Хадис», 1/274)

Однако мы должны понимать, что тут имеется в виду такое чтение, при котором строго соблюдаются правила произношения каждой буквы (махрадж). В противном случае нельзя ни читать Коран, ни брать плату за чтение.

Заключение

Не забывайте братьев и сестёр, которые покинули этот мир, они нуждаются сегодня в наших мольбах. Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам благой конец, простил нам наши грехи и поселил нас в райских садах.

Хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!

[1] «Имеется ввиду награда мертвого, ибо верующий считается братом верующего, и его смерть является несчастьем для него, и он просит в мольбе награды для него. Об этом говорится в “Фатх уль-Вадуд”. И «и не сбивай нас с пути после него», т.е. не делай нас заблудшими после того как обрели веру». (Мухаммад Шамс уль-Хакк Аль-Азымабади, «‘Аунуль-Ма’буд», 8/346)

[2] «Мнение о том, что награда не доходит до мёртвого – слабое, а высказанное частью учёных мнение, что награда доходит мёртвого – фундаментальное (или основополагающее)». (Абу Бакр ад-Димьяты, «И’анат ут-Талибин», 3/258)

9 дуа для защиты и избавления от бед

Беды и несчастья, неприятные ситуации и трудности постигают каждого из нас. Так устроен этот мир, что безоблачный период в нём не длится вечно. Но те из нас, в ком есть твёрдый стержень понимания сути бытия, стойко переносят все перипетии судьбы. Она всецело полагаются на Творца, создавшего их и ниспославшего им эти испытания. Они обращаются к Богу с мольбой, и Господь отвечает им, оберегая их и помогая преодолеть постигшие беды.

Из Сунны Пророка ﷺ до нас дошли множество молитв (дуа), в которых содержится обращение к Аллаху о защите от бед и несчастий.

При этом следует отметить, что для убережения от бед и несчастий недостаточно прочитать всего одну мольбу, а в остальное время быть беспечным. Верующий человек – это тот, кто старается помнить о Боге в каждое мгновение. Наше ежедневное искреннее служение Всевышнему (обязательные и желательные намазы, посты, милостыни и т.п.) вместе с нашими мольбами к Аллаху являются самой большой защитой как от бед этого мира, так и от наказаний в мире Вечном.

Дуа для защиты от бед №1

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ، وَالْكَسَلِ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَ الْهَرَمِ، وَالْقَسْوَةِ، وَالْغَفْلَةِ، وَالْعَيْلَةِ، وَالذِّلَّةِ، وَالْمَسْكَنَةِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْفَقْرِ، وَالْكُفْرِ، وَالْفُسُوقِ، وَالشِّقَاقِ، وَالنِّفَاقِ، وَالسُّمْعَةِ، وَالرِّيَاءِ. وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الصَّمَمِ، وَالْبَكَمِ، وَالْجُنُونِ، وَالْجُذَامِ، وَالْبَرَصِ، وَسَيِّىءِ الأَسْقَامِ

Читайте также:
Какие дуа читать, чтобы удачно выйти замуж

«Аллаhумма инни а’уҙубика миналь-’аджзи, валь-касали, валь-джубни, валь-бухъли, валь-hарами, валь-ḱасвати, валь-гъафляти, валь-’айляти, ваҙ-ҙилляти, валь-масканати. Ва а’уҙубика миналь-фаḱри, валь-куфри, валь-фусуḱи, ваш-шиḱаḱи, ван-нифаḱи, вас-сум’ати, вар-рияи. Ва а’уҙубика мина-ĉ-ĉамами, валь-баками, валь-джунуни, валь-джуҙами, валь-бараĉи, ва саиййии-ль-асḱами».

Смысл: «О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), и от того, чтобы быть зависимым от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастия, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней» (передал аль-Хаким).

Дуа для защиты от бед №2

أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ

«А’узу би калиматилляhи-т-таммати мин шарри ма халяк».

Смысл: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха в поисках защиты от зла того, что Он создал».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что прочитавший эту мольбу не будет подвержен дурному влиянию чего-либо до тех пор, пока он не покинет это место (передал имам Муслим).

Дуа для защиты от бед №3

بِسْمِ اللهِ الَّذِي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأَرْضِ وَلاَ فِي السَّمَاءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم

«Бисмилляhи ллязи ля язурру ма’асмиhи шайун филь арзы ва ля фи ссамаи ва hува ссами’уль ’алим».

Смысл: «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!»

Согласно хадису Пророка ﷺ , прочитавший это дуа с утра, будет защищён от всех бед до вечера, тот же, кто прочтёт её вечером, будет защищён до утра (передал Ибни Маджа).

Дуа для защиты от бед №4

باسْمِ اللَّهِ ، تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ ، وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ

«Бисмилляhи, таваккальту ‘аля Ллаhи, ва ля хавля ва ля куввата илля билляh».

Смысл: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха».

В хадисе говорится, что тому, кто (при выходе из своего дома) прочитает эту мольбу, в ответ скажут (эти слова произносятся либо Аллахом, либо ангелом): «Ты ведом прямым путём, избавлен и защищён», и шайтан удаляется от него (передали имамы ат-Тирмизи и ан-Насаи).

То есть прочитавший данную мольбу будет защищен и направлен по прямому пути, избавлен от всех невзгод, от всего, что может причинить беспокойство в обоих мира, от вреда сатаны и других врагов.

Если же беды постигли нас, то не стоит отчаиваться. Следуя примеру Посланника Божьего ﷺ необходимо обратиться к Аллаху с искренней мольбой.

Дуа для избавления от бед №5

لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Ля иляhа илля анта субẍанака инни кунту мина-ӟ-ӟалимин».

Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников».

Сообщается со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Божий ﷺ сказал: «Мольба Зу-н-Нуна (Юнуса), которую он произнёс, находясь в чреве кита: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников”. Какой бы мусульманин ни попросил посредством этой мольбы что-либо, ему обязательно будет дан ответ!» (передал имам ат-Тирмизи).

Дуа для избавления от бед №6

يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ بِرَحْمَتِكَ أستَغِيثُ

«Я Ẍаййю, я Ḱаййуму! Бираẍматика астаґыҫ»

Смысл: «О Живой! О Вседержитель! К милости Твоей я прибегаю за помощью» (передал имам ат-Тирмизи).

Дуа для избавления от бед №7

إِنَّا للهِ وَإِنَا إِلَـيْهِ راجِعُونَ، اللَّهُـمَّ اْجُـرْنِي فِي مُصِـيبَتِي، وَاخْلُـفْ لِي خَيْـراً مِنْـهَا

«Инна лилляhи ва инна иляйhи раджи’ун! Аллаhумма-джурни фи муĉибати вахлюф ли хайран минhа».

Смысл: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!»

Пророк ﷺ поведал, что какой бы человек, которого постигло несчастье, ни прочитал это дуа, Аллах обязательно наградит его за это несчастье и заменит лучшим (передал имам Ахмад).

Дуа для избавления от бед №8

لَا إلَهَ إِلَّا اللهُ الْعَظـِيمُ الْحَلِـيمُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ الْعَـرْشِ الْعَظِيـمِ، لَا إِلَـهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ السَّمَـوَّاتِ وَرَبُّ الْأَرْضِ ورَبُّ الْعَرْشِ الْكَـرِيم

«Ля иляhа илля ллаhу-ль-‘аӟыму- ль-ẍалиму, ля иляhа илля ллаhу, раббу-ль-‘арши-ль-‘аӟыми, ля иляhа илля ллаhу, раббу-с-самавати, ва раббу-ль-арḓи ва раббу-ль-‘арши-ль-карим».

Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона» (передали имамы аль-Бухари и Муслим).

Дуа для избавления от бед №9

اللَّهُـمَّ رَحْمَتَـكَ أَرْجُـوفَلَا تَكِلْـنِي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ، وَأَصْلِـحْ لِي شَأْنـِي كُلَّـهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أنْـت

«Аллаhумма раẍматака арджу фаля такильни иля нафси ҭарфата ‘айнин ва аĉлиẍ ли шаъни кулляhу ля иляhа илля анта!»

Смысл: «О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!» (передал имам Абу Дауд).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Дуа для защиты от притеснителей

Если человек живёт без особых проблем и его никто не беспокоит, он обычно не обращается к Аллаху с мольбами. Когда же у человека возникают трудности в жизни, и кто-то начинает его притеснять, он вспоминает о своём Господе.

Когда кто-то относится к нам несправедливо, мы обычно ощущаем себя перед ним слабыми и беззащитными. Но на самом деле мы не беззащитны, ведь Всевышний Аллах обещал нам Свою защиту, ибо дуа притесняемого принимается безотлагательно.

Читайте также:
Сила дуа Аль Фатиха Аль Ихлас: когда и как читать

От ‘Абдулаха Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анхум) передаётся, что когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) посылал Му’аза ибн Джабаля (радыяллаху ‘анху) в Йемен, он сказал ему:

اتَّقِ دَعْوَةَ المَظْلُومِ، فَإِنَّهَا لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ

«Бойся мольбы притеснённого, ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды». (Бухари, 2448; Муслим, 19; Абу Дауд 1584; Тирмизи, 2014; Ибн Маджах, 1783)

Также от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَاتٌ لَا شَكَّ فِيهِنَّ: دَعْوَةُ الْوَالِدِ، وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ

«Три мольбы, вне всяких сомнений, не остаются без ответа: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 481; Абу Дауд, 1536; Ибн Маджах, 3862; Тирмизи, 1905; Ибн Хиббан 2699)

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) предостерегал нас от притеснения, ибо если человек, будучи притеснённым, обратится с мольбой к Аллаху против притеснителя, то Аллах ответит ему, даже если этот человек является грешником.

Более того, дуа притеснённого принимается Всевышним, даже если он является неверующим, а притеснитель – мусульманином. Потому что мольба притеснённого получает ответ, а его нечестие и неверие остаются с ним.

От Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ مُسْتَجَابَةٌ، وَإِنْ كَانَ فَاجِرًا فَفُجُورُهُ عَلَى نَفْسِهِ

«Мольба притеснённого принимается, даже если он грешник, ведь его грехи – против него же». (Имам Ахмад, 8795)

В другой версии этого хадиса, которую имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика (радыяллаху ‘анху), сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

اتَّقُوا دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ، وَإِنْ كَانَ كَافِرًا، فَإِنَّهُ لَيْسَ دُونَهَا حِجَابٌ

«Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо перед ней нет преграды, которая помешает принять её». (Имам Ахмад, 12549)

Мы можем прибегать к защите Всевышнего от притеснителя любыми мольбами, а также просить Аллаха своими словами. Однако лучше всего обратиться к Всевышнему с теми дуа, которые передаются от Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижников (радыяллаху ‘анхум).

Дуа для защиты от притеснений

От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (радыяллаху ‘анху) передаётся:

إِذَا كَانَ عَلَى أَحَدِكُمْ إِمَامٌ يَخَافُ تَغَطْرُسَهُ أَوْ ظُلْمَهُ فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ كُنْ لِي جَارًا مِنْ فُلَانِ بْنِ فُلَانٍ وَأَحْزَابِهِ مِنْ خَلَائِقِكَ أَنْ يَفْرُطَ عَلَيَّ أَحَدٌ مِنْهُمْ أَوْ يَطْغَى، عَزَّ جَارُكَ وَجَلَّ ثَنَاؤُكَ وَلَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ

Транслитерация

«Если над кем-то из вас будет правитель, заносчивости или притеснения которого он боится, пусть произносит:

«Аллаhумма, Рабба-с-самаввати-с-саб’и ва Рабба-ль-’Арши-ль-’азими, кун ли джаран мин (… – имя человека, которого боится притесняемый) ва ахзаби-hи мин халяики-ка ан яфрута ‘аляйя ахадун минhум ав ятга. ‘Азза джару-ка, ва джалля санау-кя ва ля иляhа илля Анта

Перевод:

«О Аллах, Господь семи небес и Господь великого ‘Арша, будь для меня защитником от такого-то, сына такого-то и его приспешников из числа творений Твоих, чтобы никто из них не поспешил обидеть меня или подвергнуть притеснениям. Силён тот, кого Ты защищаешь, великая хвала Тебе, нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя»». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 707)

Дуа для защиты от притеснений

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анхум) передаётся:

إِذَا أَتَيْتَ سُلْطَانًا مَهِيبًا تَخَافُ أَنْ يَسْطُوَ بِكَ فَقُلِ: اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَعَزُّ مِنْ خَلْقِهِ جَمِيعًا، اللَّهُ أَعَزُّ مِمَّا أَخَافُ وَأَحْذَرُ، وَأَعُوذُ بِاللَّهِ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ السَّبْعَ أَنْ يَقَعْنَ عَلَى الْأَرْضِ إِلَّا بِإِذْنِهِ مِنْ شَرِّ عَبْدِكَ فُلَانٍ وَجُنُودِهِ وَأَتْبَاعِهِ وَأَشْيَاعِهِ مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ، اللَّهُمَّ كُنْ لِي جَارًا مِنْ شَرِّهِمْ جَلَّ ثَنَاؤُكَ، وَعَزَّ جَارُكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَلَا إِلَهَ غَيْرُكَ. ثلاث مرّات

Транслитерация

«Когда ты идёшь к важному правителю, от которого ты боишься притеснения, произнеси три раза следующие слова:

«Аллаhу Акбар, Аллаhу а’аззу мин хальки-hи джами’ан, Аллаhу а’аззу мимма ахафу ва ахзару. А’узу би-Лляhи-ллязи ля иляhа илля hува-ль-мумсику-с- самавати-с-саб’и ан яка’на ‘аля-ль-арзи илля би-изни-hи, мин шарри ‘абди-кя (… – имя человека, которого боится притесняемый), ва джунуди-hи, ва атба’и-hи ва ашйа’и-hи миналь-джинни валь-инси. Аллаhумма, кун ли джаран мин шарри-hим, джалля санау-ка, ва ‘азза джару-ка, ва табарака-сму-ка ва ля иляhа гайру-ка

Перевод:

«Аллах велик, Аллах могущественней, чем все Его творения, Аллах могущественней, чем тот, кого я боюсь и остерегаюсь. Прибегаю к Аллаху, кроме которого нет иного бога, достойного поклонения, удерживающему семь небес, чтобы не обрушились они на землю, если не будет на то Его позволения, от зла такого-то Твоего раба, его воинства, его приспешников и его сторонников из числа джиннов и людей. О Аллах, будь для меня защитой от зла их. Великая хвала Тебе, силён тот, кого Ты защищаешь, благословенно имя Твоё и нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя»». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 708)

Мы часто сталкиваемся с множеством трудностей и проблем. На протяжении всей жизни нас настигают многочисленные неприятности, болезни и недуги. Когда появляются проблемы, и кто-то притесняет нас, следует обратиться к нашей религии, которая предоставляет нам пути решения этой проблемы.

При любых трудностях Всевышний Аллах велел нам просить у Него облегчения положения и избавления от всех трудности и обещал ответить на мольбы. Поэтому одним из лучших путей спасения от притеснителя является чтение дуа, которые избавляют нас от него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: