Дуа перед трапезой и после принятия пищи: правила чтения

Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой

Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.

Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.

Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:

بسم الله الرحمن الرحيم

«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏‏إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما‏‏ ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل‏

«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана“. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)

Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: “Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху” (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)

Читайте также:
Обзор мусульманских дуа для привлечения удачи и везения в делах

Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:

اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله

«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)

Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ

«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)

Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».

Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.

Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.

В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.

В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Адабы принятия пищи, или почему живот – это самый скверный сосуд

Еда и вода – важнейшие ресурсы для поддержания жизнедеятельности. Согласно исследованию ученых, за 70 лет жизни человек съедает более 50 тонн продуктов и выпивает около 42 тонн жидкости.

К сожалению, мы не всегда придерживаемся здорового питания, а некоторые люди и вовсе страдают расстройством пищевого поведения.

Ислам учит нас бережно относиться к своему здоровью, так как оно является аманатом от Всевышнего Аллаха. Наш любимый Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) говорил:

«Есть два блага, к которым многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время».

Мы собрали несколько правил приема пищи, которые помогут вам избежать проблем с пищеварением и соблюсти сунну посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Читайте также:
Как увеличить прибыль бизнеса: мусульманские дуа на хорошую торговлю
«Бисмиллях» перед едой

Прием пищи (и вообще любое дозволенное дело) следует начинать с именем Всевышнего Аллаха. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал по этому поводу следующее:

«Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!». Если же (человек) вошел (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».

Если вдруг вы забыли сказать «бисмиллях» вначале приема пищи, следует произнести: «С именем Аллаха в начале и конце ее / Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи».

Мытье рук до и после еды

Чистота – неотъемлемая часть нашей веры. Казалось бы, каждый еще из детства знает о том, что перед едой нужно мыть руки, однако некоторые люди все же забывают об этом элементарном правиле гигиены.

В одном из хадисов сказано:

«Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё» [См: Сунан ибн Маджа, №3260, Шу’аб аль-Иман, №5424, Джами’ ас-Сагир, №8311].

Соль в начале и в конце приема пищи

Употребление небольшого количества соли перед едой запускает и облегчает пищеварительные процессы, активизирует вкусовые рецепторы.

После еды соль способствует нормализации кислотно-щелочного баланса в ротовой полости, что предотвращает развитие кариеса и уничтожает болезнетворные бактерии.

Имам Газали считал употребление соли перед трапезой одним из адабов начала приема пищи и передал риваят, согласно которому Али (радыяллаху ‘анху) говорил: «Начинать еду с соли является причиной исцеления от семидесяти болезней».

Переедание – зло

С точки зрения медицины, переедание становится причиной тяжести и боли в желудке, приводит к отложению лишнего жира. Чревоугодие помимо лишнего веса вызывает и более серьезные проблемы со здоровьем: нарушение работы печени, желудка и сердечно-сосудистой системы.

Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) всегда советовал придерживаться умеренности в еде. В его хадисе сказано:

«Живот – это самый скверный сосуд, который только может наполнять человек. Человеку достаточно куска пищи, чтобы стоять на ногах. Если же человек будет вынужден много поесть, то в этом случае пусть разделит свой желудок на три части. Одну часть путь оставит для еды, другую часть – для питья, третью часть – для воздуха».

Медленно – не значит плохо

С детства некоторых из нас осуждали за долгий прием пищи. Однако с точки зрения ислама есть необходимо медленно.

Принимать пищу следует не спеша, тщательно пережевывая, это позволит избежать переедания, так как мозг получает сигнал о насыщении только лишь через 15-20 минут после начала приема пищи.

Ешь тогда, когда голоден

По мнению имама Газали и врача Ибн Сины, не следует есть до тех пор, пока не появится истинное чувство голода. Завершать прием пищи нужно с чувством легкого голода. Между основными приемами пищи лучше не перекусывать.

Благодарность Аллаху

Наша пища является милостью от Всевышнего, а за каждую милость следует быть благодарным.

После еды нужно сказать: «Альхамдулиллях» или же произнести следующее дуа:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا ْمُسْلِمِينَ

Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа муслимийн;

Перевод: Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами.

Правила приёма пищи у мусульман

Как известно, ислам – это не столько религиозное учение, сколько образ жизни, охватывающий многие социально-бытовые, экономические и даже политические аспекты жизнедеятельности человека. Одним из примеров такого регулирования может служить даже обыденный, на первый взгляд, процесс приёма пищи.

Читайте также:
Как преодолеть трудности с помощью молитвы: чтение дуа

Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

«БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим» «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»

или же молитву-дуа (на любом языке, не обязательно на арабском): «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».

О важности произнесения имени нашего Создателя перед едой упоминается в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Когда раб Всевышнего входит в своё жилище и поминает Его, переступая порог, а также во время еды, шайтан предупреждает своих приспешников: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошёл (в дом), не помянув своего Творца при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если в семье не поминают Господа миров и во время еды, (шайтан) радует своих приспешников: «Вы получили и приют, и ужин» (приводится Муслимом, Абу Даудом, Ибн Маджей).

Завершив трапезу, желательно сказать: «Благодарю Аллаха, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами». В исламе важное место занимает чистота и личная гигиена. Этот принцип соблюдается и в еде. Как до, так и после еды обязательно помойте руки, а после того, как вы встали из-за стола, желательным (сунной) является ещё и полоскание рта простой водой. В хадисе Пророка Мухаммада (с.г.в.) говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после приёма пищи» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и заканчивает её последним. Т.е. как только хозяин перестал есть, гостям желательно последовать его примеру.

Мусульмане притрагиваются к еде и напиткам исключительно правой рукой, как того требует этика по Шариату. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому вопросу сказал: «Вы ешьте и пейте правой рукой, берите и отдавайте тоже правой. Поистине, шайтан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой рукой» (хадис передал Ибн Маджа).

Запрещается заглатывать воду залпом – следует пить её небольшими глотками, особенно, если она прохладная. В целях общей гигиены и соблюдения приличия возбраняется пить из горлышка бутылки или кувшина. У многих народов принято пить горячий чай или кофе, подув на него немного, чтобы тот остыл. В исламе рекомендуется подождать, пока он остынет, а потом уже приступать к трапезе.

Не следует оставлять еду недоеденной. Во-первых, это будет считаться исрафом (расточительством). Мусульманину следует наложить на тарелку столько, сколько он сможет съесть. Если человек чувствует, что не голоден, лучше отказаться от приёма пищи.

«Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно нескольких кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (хадис передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

Совместный обед или ужин с семьёй либо друзьями является более предпочтительным, чем сидеть за столом одному. В хадисах Пророка (с.г.в.) по этому поводу говорится: «Не принимайте пищу раздельно, ешьте вместе», «В совместном питании – для вас благодать» (Абу Дауд, ибн Маджа). При этом гостям желательно приходить на застолье с каким-нибудь угощением – например, десертом.

А в хадисе, переданном Анасом (р.а.), приводится ещё одна сунна: «Пророк (с.г.в.) повелел нам есть то, что на блюде, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим). У восточных народов принято есть из одной общей посуды. Это может быть большая тарелка второго блюда посередине стола, которое едят не ложками, а лепёшками. Сейчас всё чаще можно встретить, как из общей посуды каждый накладывает себе в тарелку столько, сколько он желает съесть.

Читайте также:
Как защититься от магии и болезней: виды мусульманских молитв

Для общей трапезы в исламе тоже есть свой этикет. Так, каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. В достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмилля», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».

Другой интересной особенностью процесса приёма пищи мусульманами является беседа. Если советским людям с детства прививали молчание во время еды («Когда я ем, я глух и нем»), то в исламе разговоры поощряются. В одном из хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) побуждает к беседе, пусть даже это будет разговор об оружии. Мудрость этого совета заключается в том, что человек, разговаривая во время еды, прожёвывает пищу более тщательно, медленнее, что способствует лучшему её усвоению. К тому же не стоит забывать, что до сих пор во всём мире различные переговоры, встречи, заключение сделок проводится за обеденным столом.

Как видим, исламские кулинарные традиции включают в себя не только определённые блюда и ингредиенты, но и особое отношение к еде как к дару Всевышнего, а также свойственный мусульманам этикет приёма пищи.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Здравствуйте. Я учусь на японоведении, изучаю японскую культуру, историю, язык. Летом я планирую поехать в Японию. В связи с этим у меня появились вопросы относительно застольного этикета. У японцев принято перед началом еды говорить “итадакимасу”. Этим они выражают благодарность богам и/или повару. В Японии много ресторанчиков, где повар готовит перед клиентами. Можно ли мусульманину, который посетил такое заведение, после традиционной фразы “бисмиллахи рахман иррахим” из уважения к традициям другого народа и из благодарности к повару произнести фразу “итадакимасу”? Никакой благодарности языческим богам в это слово при этом не вкладывать, только благодарность повару. В конце концов в Японии очень много атеистов, но они всё равно говорят эту фразу. Да и переводится она как “приятного аппетита”. Так можно ли её произносить мусульманину, если он хочет выразить благодарность повару? В конце концов люди и были созданы народами и племенами, чтобы познавать друг друга. В конце трапезы японцы говорят “готисо сама дэсита”, что значит “было очень вкусно”. На этот раз это лишь похвала. Так что эту фразу, наверное, можно произносить в любом случае. Но всё равно можно ли? Не является ли произношение этих традиционных японских фраз греховным? Буду очень благодарен за ответ.

А каким образом мусульманину следует вести себя в случае, если он обедает за одним столом с людьми, которые придерживаются общих светских правил этикета. В данном случае нужно следовать исламским правилам? Или же подстроиться под них, чтобы не выделяться?

Здравствуйте! В большинстве своем правила исламского и классического этикетов совпадают, а поэтому Вы не будете особо выделяться на фоне людей, соблюдая исламские правила приема пищи.

глупый вопрос наверное но что делать если руки не можешь помыть и для намаза например взял таяммум? руки же все равно грязные остаются

мухаммад, Если нет возможности помыть руки, то перед едой можно их максимально очистить подручными средствами. Например влажными салфетками, бумагой, на крайний случай протереть тряпочкой. Ну и в таком случае можно есть аккуратно и как можно меньше прикасаться голыми руками к пище.

Читайте также:
Как просить Аллаха о помощи: сила и особенности дуа

Обычай перед принятием пищи читать суру «аль-Фатиха» и возносить мольбу Аллаха. Каково религиозно-правовое решение по этому поводу?

Дата публикации : 21-04-2014

Вопрос

Текст ответа

Сунной является произнесение мольба после принятия пищи. Передается от ‘Абдуллаха ибн Бусра, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у моего отца. Мы предложили ему пищу и уатбу (вид пищи – прим. пер.). Он поел. После ему поднесли финики, и он ел их, бросая косточки между указательным и средним пальцем. После ему поднесли напиток, испив который, он передал человеку, сидящему справа.

Отец, держа за уздечку его верхового животного, сказал: „Обратись к Аллаху с мольбой за нас“, и тогда пророк, мир ему и благословение, сказал: „О Аллах, дай благодать им в том, чем наделил, прости им и помилуй! (Аллахумма барик ля-хум фи ма разакта-хум, уа-гфир ля-хум уа-рхам-хум)“» (Муслим № 2042).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: В этом хадисе есть указание на то, что гостю желательно вознести мольбы за хозяев с просьбой увеличить их пропитание, простить и помиловать их. В этой мольбе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал благо этого и последующего мира .

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к Са‘ду ибн ‘Убада, и тот принес ему хлеб и масло. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел, а после сказал: Пусть у вас разговляются постящиеся, вашу пищу едят благочестивые, а ангелы благословляют вас (Афтара ‘инда-кум ас-саимун уа акаля та‘ама-кум аль-абрар уа саллят ‘алейкум аль-маляика) (Абу Дауд № 3854).

Но мольбу после или до принятия пищи, или по другому поводу, всегда человек говорит сам. Мольбу не произносят коллективно, как это упоминается в вопросе.

Ученых Постоянного Комитета спросили: Человек обычно каждую пятницу кормит определенную группу людей, и после того, как они поедят, никто не расходится, пока кто-то их пришедших не вознесет мольбу. Человека, который будет возносить мольбу, выбирает владелец угощения. Они обращаются к Аллаху, чтобы награда за это угощение дошла до владельцев угощения и до их умерших родственников. Человек, произносящий мольбу, поднимает руки, а все остальные говорят: „Амин!“ Является ли подобная мольба после еды с поднятием рук и прочим дозволенной?

Ученые ответили: Коллективной мольбы после принятия пищи в том виде, в каком Вы упомянули, нет в Пречистом Законе Аллаха. Люди должны оставить подобные обычаи, так как они являются нововведением. Мусульманину следует довольствоваться тем, что упоминается в Сунне: возносить за владельца угощения мольбу к Аллаху с просьбой о благодати и других благ. И каждый человек должен говорить эти слова лично. В Сунне упоминаются следующие виды мольбы: „О Аллах, дай благодать им в том, чем наделил, прости им и помилуй! (Аллахумма барик ля-хум фи ма разакта-хум, уа-гфир ля-хум уа-рхам-хум)“, а также „Пусть у вас разговляются постящиеся, вашу пищу едят благочестивые, а ангелы благословляют вас (Афтара ‘инда-кум ас-саимун уа акаля та‘ама-кум аль-абрар уа саллят ‘алейкум аль-маляика)“ (Фатауа-л-ляджна ад-даима. Т. 24. С. 189-190).

Чтение перед принятием пищи суры аль-Фатиха и определенной мольбы, ссылаясь на то, что якобы так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является нововведением. Эти поступки не имеют никакой религиозной основы. Нет сообщений о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обычай поднимать руки при мольбе, читал суру аль-Фатиха после или до принятия пищи.

Читайте также:
Дуа для вкушения пищи в Рамадан: как читать молитвы на сухур и ифтар

Правоверный мусульманин должен оставить это нововведение и довольствоваться достоверной Сунной пророка. Опираться следует на книги известных ученых, которые могут отличить достоверный хадис от слабого, а Сунну – от нововведения.

Также следует указать людям на верный путь и предостеречь их от нововведения. Для ознакомления с тем, как поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при принятии пищи и этикетом принятия пищи, обратитесь к ответам на вопросы № 6503 и № 13348.

Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой

  • 0 shares
  • Twitter
  • VKontakte
  • Odnoklassniki

Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.

Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.

Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:

بسم الله الرحمن الرحيم

«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏‏إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما‏‏ ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل‏

«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)

Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».

Читайте также:
Как просить Аллаха об отпущении грехов: правила чтения ДУА

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)

Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:

اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله

«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)

Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ

«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)

Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».

Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.

Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.

В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.

В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.

Дуа таджнама

Дуа Таджнама упоминается в тафсире аль-Куртуби, но достоверным оно не является.

Приводится история появления этой мольбы, по которой Юсуф, которого бросили в колодец его братья, увидел ангела Джибриля. Ангел Джибриль повелел Юсуфу прекратить звать братьев, а лучше обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху. И ангел Джибриль посоветовал Юсуфу, если он хочет освободиться от плена и выбраться из колодца, читать дуа Таджнама текст которого начинается с «Бисмилляхир-рахманир Рахим. Аллахума йа сани у кулли масну …” и в переводе означает обращение ко Всевышнему Аллаху с перечислением его многих имен и просьбой даровать в каждом деле молящему благополучный исход и очистить его сердце, а также выражение надежды на Единственного Аллаха. После того, как Юсуф всю ночь в колодце читал это дуа, утром его Всевышний Аллах вызволил из этого колодца.

Читайте также:
Какие мусульманские молитвы можно читать на татарском языке

Этот хадис является слабым и не является достоверным, хотя в нем и указано, что у дуа Таджнама есть тридцать достоинств, среди которых то, что:

  • при прочтении таджнама в состоянии омовения семь раз молящийся, находящийся в кругу врагов, получит защиту от своих врагов;
  • эта мольба помогает, если читать ее семь раз над водой, а затем этой водой облиться, тому, на кого порча (сихьр) наведена;
  • оно может вылечить даже того, кому ничего не помогает – нужно читать его семьдесят раз, а затем на дождевую воду подуть и дать этому больному выпить;
  • эта мольба помогает тому, кого постигло большое несчастье и страдания: ему следует прочитать его тысячу раз, будучи в состоянии омовения;
  • таджнама поможет получить положительное решение от начальника – для этого следует прочитать его семь раз, находясь возле начальника;
  • оно поможет тому, кто туг на ухо – ему в ухо надо прочитать эту мольбу три раза;
  • с тем человеком, который будет читать таджнама сорок восемь раз утром в пятницу, будут в дружбе все;
  • попавшему в беду несправедливо человеку следует читать его каждый раз после утреннего намаза и дуть;
  • бездетному, который желает, чтобы у него родились дети, следует читать эту мольбу на воск семьдесят раз в ночь на пятницу, после чего воск этот следует положить в воду, а эту воды выпить;
  • таджнама нужно читать тем, кто хочет стать богатым, ежедневно по пятнадцать раз;
  • если человек хочет со своими врагами подружиться, ему следует читать эту мольбу семьдесят раз;
  • для хорошей торговли и выгодного бизнеса верующему следует читать его перед тем, как выйти из дома;
  • это дуа следует читать трижды каждый день для Ахырыта и успешной дуньи;
  • с помощью таджнама можно вылечить больного, если написать текст этого дуа на тарелке и дать больному выпить;
  • если прочитать это дуа одиннадцать раз, то можно добиться того, чтобы враги перестали злословить в адрес молящегося;
  • оно полезно для путешественников, поскольку, если десять раз прочитать дуа таджнама, то путешественник благополучно возвратится домой;
  • если читать дуа таджнама сто раз каждый день, то молящийся получит Шафаат Посланника Аллаха ﷺ ;
  • супружеской чете можно использовать эту мольбу для того, чтобы наладить дружбу между собой: они должны написать шафраном дуа таджнама на белой бумаге, а потом эту бумагу следует положить в постель. После этого не только улучшатся их отношения, но и никакой сихр будет для них не страшен;
  • если человек прочитает пятнадцать раз это дуа и попросит Всевышнего Аллаха, то Господь откроет этому человеку ворота счастья;
  • текст дуа следует прикрепить к ребенку, чтобы уберечь его от джиннов и от страха;
  • оно помогает при тяжелых родах женщине: тем, кто находится возле роженицы, следует прочитать таджнама одиннадцать раз, а затем обойти со спины и подуть на роженицу, и тогда ее роды благополучно разрешатся;
  • молодым девушкам, которые хотят заслужить симпатию окружающих, следует носить текст дуа таджнама при себе;
  • оно также защищает животных от болезней – эту мольбу следует прочитать перед животным пять раз и подуть на него;
  • полезным мольба может быть и для тех, кого одолевают долги: человеку, имеющему большой долг, следует читать это дуа тридцать раз с намерением рассчитаться со своим долгом, и помощь от Всевышнего последует;
  • если человека укусила змея или ужалил скорпион, то человеку следует прочитать это дуа и подуть в ухо укушенному, и после этого вскоре последует облегчение.
  • дуа таджнама часто можно встретить в списке тех молитв, которые рекомендуют для бизнесменов и тех людей, кто заинтересован в хорошей прибыльной торговле.
  • также читать это дуа рекомендуют человеку ленивому, которому не хочется вставать с постели по утрам: такому человеку следует в пятницу после джума-намаза читать его двадцать пять раз.
Читайте также:
Как читать дуа после обряда: виды ритуального омовения в исламе

Среди указанных тридцати достоинств дуа таджнама нет ни одного, которое бы имело под собой хоть какое-то основание.

Что же касается использования хадисов, которые являются слабыми и не являются достоверными, то ученые сходятся во мнении, что слабый недостоверный хадис доказательством в шариате не является, поэтому не следует опираться на такие хадисы как на доказательства в любом вопросе. Относительно же именно использования таких хадисов, мнения ученых расходятся: часть из них считают, что их можно использовать, но только с учетом определенных условий – если это будет применяться с целью устрашения или в качестве ат-тархиба или в качестве способа удержать от греха, а также в качестве ат-таргыба, способа с помощью которого можно побудить человека на доброе дело.

Но применять недостоверный хадис для того, чтобы на основании его вывести хукм, нельзя, как нельзя и строить на основании такого хадиса шариатское законоположение.

Если же это случай, когда есть в Коране или Сунне для него достоверная основа, то можно выводить хукм и строить шариатское законоположение. Перед тем, как такой хадис будет прочитан, нужно обязательно указывать, что этот хадис слабый, поэтому полной убежденности в том, что именно Пророк ﷺ произнес это, нет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Текст дуа Таджнама на арабском и перевод: для читают молитву

На нашем сайте вы найдете дуа (мусульманские молитвы) на разные случаи жизни, на арабском, русском языке с транскрипцией, переводы дуа и их толкование.

Дуа Пророка ﷺ при пробуждении от сна

Каждый день для нас начинается с пробуждения ото сна. И от того, как мы его начнём, во многом зависит какое благо он принесёт для нас. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Любые слова и дела, которые не начинаются поминанием.

Эти имена Аллаха способствуют принятию дуа

Человек каждое мгновение нуждается в Божественной поддержке, поэтому наиболее просветлённые личности чаще остальных выражают свою нужду в Боге, обращаясь к Нему в мольбе. Принятию же нашего дуа способствуют множество факторов, об одном из них.

Может ли дуа изменить судьбу?

Вопросы и мысли о предопределении естественны и часто возникают в сознании верующего, так как вера в предопределение являются существенным моментом исламского вероучения. С одной стороны, верующий должен верить, что судьба каждого уже предопределена и.

Эти дуа спасут вас от самого тяжкого греха

Каждый человек в той или иной мере делает ошибки и совершает грехи, ведь только Пророки (мир им) защищены от всякого греха. Кто-то из нас ошибается редко, а кто-то систематически пополняет свой свиток плохих деяний.

Читайте также:
Как просить у Аллаха исполнения желаний: чтение дуа

Не обольщайся своими мольбами

Мольба — это сердце веры. Мало что убеждает нас в существовании Аллаха более вразумительно, чем мольба, на которую Он отвечает. Наш Господь любит, когда мы призываем Его, и не желает, чтобы люди обращались с.

Какое дуа нужно читать, когда болеет близкий человек?

Когда человек заболел и мучается от боли, он ждёт помощи от каждого человека. Качественные лекарственные средства, технически продвинутое медицинское оборудование, квалифицированные врачи и прочие достижения современной медицины могут помочь практически каждому больному. Однако мы.

3 дуа на все случаи жизни

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Произнесший: «Бисмилляхиль-лязи ядурру ма’асмихи шайун филь ардый ва ла фис-самаи ва хува -сами’уль -’алим» с утра будет защищен от всех бед до вечера, тот же, кто.

Как быть, если вас постигла беда?

Человека на протяжении всей его жизни постигают различные беды, он встречает на своём пути много трудностей. Они могут сломать некоторых людей, но истинный верующий выдержит любые испытания. Всевышний Аллах испытывает Своих рабов различными бедами: страхом, голодом, нуждой.

Дуа после намаза

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ (смысл): «И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: «Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы.

Как защититься от сглаза?

Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о таком явлении, как сглаз, и о том, как это действует на человека или имущество. Сглаз – это болезнь, которая настигла однажды даже нашего Пророка ﷺ. От.

Дуа, которые помогут сохранить семью

Счастьем является не только обзавестись семьей, но сохранить ее крепкой и гармоничной. По статистике, в 2020 году 73% браков закончились разводом. В 2018 и 2019 году эта цифра составляла 65%. Для сравнения, в 90-х.

Какие дуа читать для выздоровления?

Мы в своей жизни сталкиваемся с множеством проблем. Нас периодически беспокоят многочисленные болезни и недуги. Когда верующего настигают такие трудности и проблемы, он находит решение в своей религии. Искренний верующий стойко выдерживает испытания и всегда готов.

10 дуа, которые мусульманин должен произнести утром

Вся жизнь верующего, каждый день – это поклонение Всевышнему Аллаху. Ежедневное поклонение начинается с первых минут пробуждения на утренний намаз и продолжается на протяжении всего дня. Самые обыденные дела, совершенные с поминанием Аллаха, являются.

Лучшие дуа на каждый день

За благословениями мы обращаемся к Аллаху посредством дуа и молитв. Дуа способны изменять положение мусульманина в обоих мирах. Даже когда наступают совсем темные времена и кажется, что нет никакого выхода из сложившейся ситуации, искренняя.

3 молитвы (дуа) для защиты от бед

Как защитить себя от бед и несчастий этого мира? Как избежать опасностей, подстерегаемых человека на каждом шагу? Есть ли универсальная молитва (дуа), которая позволит защитить и уберечь нас от всего, что может причинить нам.

Дуа для избавления от зависти

Зависть является одним из самых скверных качеств. Она способна даже разрушить жизнь человека. Если он не избавится от зависти, это может подтолкнуть его ко многим грехам и преступлениям: разжиганию ссор, обману, клевете, а порой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: